На XIX -сессии Мангистауского областного маслихата Председатель ревизионной комиссии по Мангистауской области Мурат Ешанкулов представил отчет - Заключение к отчету местного исполнительного органа об исполнении областного бюджета за 2017 год.
В Отчете отмечены результаты анализа по поступлениям и расходам в бюджет, о реализации бюджетных кредитов, об образовании дебиторской и кредиторской задолженности, а также результаты аудиторских мероприятий за 2017 год.
Согласно отчета, основные показатели социально-экономического развития Мангистауской области за 2017 год по сравнению с 2016 годом изменились в сторону улучшения.
- валовой региональный продукт (ВРП) составил 2635,2 млрд. тенге или тенденция роста составила 100,1%, в 2016 году составила 99,9%;
- индекс физического объема промышленной продукции составил 100,1%, в 2016 году составил 103,7%;
- индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства составил 108,2%, в 2016 году - 103,7%;
- индекс физического объема строительных работ составил 100,1%, в 2016 году 100,0 %,
- тенденция роста показателя по количеству введенного жилья составила 117,6% (833 тыс.кв.м), в 2016 году109,9%;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал увеличен с 81,3% до 101% , т.е увеличен на 19,7 %, изменился в сторону улучшения.
В результате анализа поступления в областной бюджет установлено, что за последние 5 лет наблюдается ежегодный рост поступления в бюджет области.
В 2017 году объем поступления по области составил 175 782,0 млн. тенге:
план поступления областного бюджета составило -121 330,9 млн. тенге, фактически поступило – 117 930,3 млн. тенге или исполнено на 97,2%, не поступило - 3 400,6 млн тенге.
поступление городского бюджета г.Актау исполнено на 92,2% или 2 028,0 млн. тенге не поступило;
поступление Мунайлинского районного бюджета исполнено на 98,9% или 177,1 млн тенге не поступило;
поступление Мангистауского районного бюджета исполнено на 99,1% или 57,9 млн тенге не поступило;
по другим городам и районам план поступления исполнен в полном объеме.
Не исполнения поступлении областного бюджета допущены в основном из-за невыполнения налоговых поступлений, из них:
по поступлениям подоходного налога план не исполнен на 1 159,2 млн тенге или (96,7%);
по социальному налогу не исполнен на 1 439,0 млн тенге (95,5%);
плата за эмиссию в окружающую среду - 1 123,5 млн тенге (51,5%).
Не исполнения в полном объеме бюджетных поступлений привело к следующим последствиям, так:
1) из-за невозможности профинансировать утвержденных бюджетных программ в полном объеме, на сумму - 2,8 млрд. тенге произведен секвестр утвержденных расходов;
2) от недропользователей за предстоящий период получено авансом 2,9 млрд. тенге;
3) не перечислено 1,5 млрд. тенге кредита, предусмотренное для бюджета г. Актау;
4) образовалась кредиторская задолженность на сумму 2,1 млрд. теңге;
5) не перечислено 257,0 млн.тенге субвенции, утвержденные для перечисления в нижестоящие бюджеты; (Мунайлинскому району - 150 млн.тенге; Мангистаускому району - 67,0 млн. теңге; Бейнеускому району -40,0 млн тенге).
6)не перечислено 111,4 млн. тенге целевых трансфертов Мунайлинскому району (51,5 млн тенге текущие трансферты, 59,9 млн тенге трансферты на развитие).
7) не перечислено в республиканский бюджет 167,2 млн. тенге –текущие целевые трансферты, которые предусмотрены для передачи в вышестоящий бюджет.
По результатам анализа трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета:
За последние 5 лет объем трансфертов из республиканского бюджета поддерживался на одном уровне, а по трансфертам на развитие наблюдается значительный рост. В частности, в 2017 году объем трансфертов на развитие составил 26,2 млрд. тенге, что в 2 раза больше, чем в 2016 году.
Кроме того, показатели бюджетных расходов по области показали следующие результаты:
Расходы Актауского городского бюджета исполнены на 90,4%, не исполнено 2 513,7 млн. тенге.
Расходы Мунайлинского районного бюджета исполнены на 98,7%, не исполнено - 215,9 млн. тенге;
Расходы Мангистауского районного бюджета освоены на 99, 1%, не исполнено - 62,4 млн. тенге;
Затраты областного бюджета утверждены на 121 589,6 млн. тенге, исполнены на 118 141,1 млн. тенге или на 97,2%, неосвоено - 3 448,5 млн. тенге. В том числе:
Кредиты утверждены в объеме 7 654,0 млн тенге, освоено в объеме 6 084,8 млн тенге или на 79,4 %, неосвоено 1 569,2 млн тенге. Данный кредит предназначен Актаускому городскому бюджету для реализации двух инвестиционных социальных проектов.
Расходы на приобретение финансовых активов утверждены на 8 397,1 млн. тенге и освоены на 100%.
Затраты утверждены на 104 544,9 млн. тенге, освоено на 98,2%, неосвоение составило 1 879,2 млн. тенге.
Неосвоение наибольших объемов по плану финансирования бюджетных средств допущены следующими администраторами бюджетных программ: Управлением земельных ресурсов по утвержденному индивидуальному плану финансирования из всего объема освоено 67,6%, Управлением внутренней политики всего - 84,8 %, Управлением сельского хозяйства всего - 88,1%.
Наибольшее неосвоение бюджетных средств допущены Управлением строительства, неосвоено - 400,5 млн тенге, Управлением транспорта и автомобильных дорог - 219,9 млн тенге, Органом внутренних дел - 187,7 млн тенге.
Результаты анализа кредиторской и дебиторской задолженности.
По состоянию на 01 января 2018 года кредиторская задолженность составило 2,1 млрд тенге. Кредиторская задолженность увеличена по сравнению с 2016 годом на 1,6 раза (01.01.2017 г. – 1 349 127,9 тыс.тенге), с 2015 годом на 8,3 раза(01.01.2016 г. – 254 553,0 тыс.тенге). Увеличение кредиторской задолженности в основном в связи с недостаточностью средств на КСН.
По состоянию на 01 января 2018 года дебиторская задолженность составило - 155, 5 млн тенге.
Результаты анализа реализации развития территории области.
По 6 направлениям предусмотрено 34 программных целей и 180 целевых индикаторов. Из запланированных 180 целевых индикаторов исполнены 130 показатели целевых индикаторов или (72,2%), 30 показатели целевых индикаторов не достигнуты. В том числе:
по направлению экономика19 целевых индикаторов;
по направлению социальное развитие 5 целевых индикаторов;
по направлению общественная безопасность 3 целевых индикаторов ;
по направлению инфраструктуры 2 целевых индикаторов;
в сфере формирования и реализации единой государственной политики в области государственной службы отметил, что не достигнут 1 показатель целевых индикаторов.
Кроме того, что за 2017 год Ревизионной комиссией по Мангистауской области проведены аудиторские мероприятия на 29 объектах контроля (встречная проверка на 11- объектах) с охватом 32 065,0 млн. тенге бюджетных средств. В результате установлено нарушение на 19 878,7 млн. тенге (62%). Приняты меры: необоснованное использование бюджетных средств в сумме 41,4 млн. тенге возмещено в бюджет, 3 469,3 млн.тенге восстановлено, 16 должностных лиц привлечено к административной ответственности, с наложением административного штрафа на общую сумму 8,8 млн. тенге.
В заключении даны ряд рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств, улучшению систем бюджетного планирования и управления бюджетными средствами.